Стремительное повышение цен на свежие
овощи и
фрукты во многих странах мира серьезно ударило по кошелькам небогатых граждан. Как пишет Food and Drink Innovation Network, сегодня многие считают, что не могут себе их позволить. Также в «зоне риска» оказалась молодежь — люди до 25 лет — зачастую это студенты, у которых также нет лишних денег на «витамины».
За 2010 год из-за инфляции цены на
фрукты увеличились на 7,9%, а
овощи подорожали на 2,9%. Как следствие, рост продаж овощей и фруктов хоть и не остановился совсем, но существенно снизился.
Исследовательская компания Mintel провела опрос среди потребителей разного возраста и достатка, который показал, что 70% респондентов заметили повышение цен на
овощи и
фрукты. Из них 26% — люди моложе 25 лет, а 22% — потребители с низким и средним уровне дохода. Большинство опрошенных отметило, что из-за повышения цен на пищевые продукты они теперь вынуждены есть меньше.
Больше всего экономят на еде семьи с детьми. Так, 30% опрошенных Mintel семей, признавшихся в такой экономии, имеют детей до 5 лет, а 26% — детей до 10 лет. Они не могут себе позволить полноценное питание и стараются урезать расходы на еду. Даже несмотря на то, что супермаркеты предпринимают меры, направленные на снижение или, как минимум, сдерживание роста цен на
овощи и
фрукты.
Согласно данным исследования рынка овощей и фруктов, проведенного Assosia по заказу The Grocer Magazine, крупнейшие ритейлеры (в том числе, Waitrose) на 40% увеличили количество акций по свежим фруктам (по сравнению с 2008 годом). Супермаркеты стараются снижать цены на определенные ассортиментные позиции, чтобы привлечь как можно больше потребителей. Пионером в этом смысле стали бананы, которые, можно сказать, «развязали ценовую войну». Сообщается, что это первый фрукт, цены на который стали снижать целенаправленно. Теперь бананы в Европе стоят даже меньше, чем год назад. Из овощей в первую очередь снизили цены на огурцы.
Другие
фрукты и
овощи (чаще всего — экзотические), сейчас стоят намного дороже, чем в прошлом году. Это касается, например, винограда и цветной капусты.
Аналитик из Mintel Эмми Ллойд (Amy Lloyd) отмечает, что отказ многих людей от овощей и фруктов или сокращение их потребления обусловлен двумя причинами. Во-первых, реальным повышением цен и, во-вторых, осознанием того, что теперь они находятся в сегменте дорогих продуктов. Второе — это психологический фактор, с которым многие не могут справиться. Получается, что как бы продавцы ни стремились сгладить ситуацию, и какие бы акции ни проводили, в голове покупателей уже «засела» мысль, что
фрукты — это дорого.
По мнению исполнительного директора Sainsbury’s Джастина Кинга (Justin King), в начале 2011 года на рынке появилась новая тенденция — при совершении покупок раз в неделю потребители стараются положить в корзину на один продукт меньше, чем в прошлом году. Сами они объясняют новую «схему» желанием сократить количество мусора и сэкономить деньги. Такое поведение людей беспокоит многих диетологов, поскольку оно может свести на нет все усилия, предпринимаемые властями по пропаганде здорового питания.