Ритейлеры остались при чужих

Фильтры

Регион

Новости

Ритейлеры остались при чужих

Правительство выступило против госрегулирования ассортимента продуктов

Правительство раскритиковало идею обязать ритейлеров обеспечивать присутствие на полках торговых сетей не менее 50% продовольственных товаров российского производства. Подобный протекционизм противоречит принципам договора о Евразийском экономическом союзе и в итоге может обернуться серьезным сокращением ассортимента товаров, предупреждают чиновники.

Правительство не поддерживает законопроект Московской областной думы, говорится в официальном отзыве правительства, подписанном вице-премьером Сергеем Приходько. Законопроект противоречит принципам договора о Евразийском экономическом союзе, так как "содержит ограничение в торговле товарами стран-участников", следует из отзыва. Кроме того, в правительстве считают, что введение требований для торговых сетей о приоритетном приобретении товаров отечественного производства способно привести к неравным условиям для ведения предпринимательской деятельности в торговле и повлечет сокращение ассортимента товаров. Наконец, в тексте законопроекта не указаны критерии, по которым следует причислять продукты к категории "отечественные".

Проект закона, обязывающий ритейлеров обеспечивать на полке не менее 50% продовольственных товаров российского производства в каждой категории, подмосковные депутаты внесли в Госдуму в октябре прошлого года. "Такая мера поддержит отечественных производителей, создаст условия для развития средних и небольших отечественных производителей продукции",— объясняли депутаты. Один из авторов законопроекта зампред Мособлдумы Никита Чаплин пояснил "Ъ", что "российскими" могут считаться продукты, которые произведены внутри страны и преимущественно из отечественного сырья: "Если у транснациональных корпораций есть свои производства в России, на которых они перерабатывают отечественное сырье, то их товар тоже можно считать "российским"". Теперь, по словам господина Чаплина, законопроект будет доработан с учетом всех замечаний и требований международных организаций и повторно внесен в Госдуму. Он не исключил, что размер квоты будет изменен в зависимости от категории: например, в молочной продукции он останется 50%, а в колбасе будет 20%.

Согласно "Доктрине продовольственной безопасности", утвержденной в 2010 году, российское мясо и мясопродукты на внутреннем рынке должны занимать не менее 85%, молоко и молокопродукты — не менее 90%, рыбная продукция — не менее 80%, картофель — не менее 95%, пищевая соль — не менее 85%. В конце прошлого года финансирование программы господдержки АПК было увеличено на 20 млрд руб. Минсельхозом, где рассчитывают, что к 2020 году выпуск сельхозпродукции по сравнению с 2012 годом вырастет на 23,4%, пищевых продуктов — на 35%.

Хотя предложенная мера была направлена на поддержку производителей, те относятся к ней скептически. Директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков отмечает, что любые требования закона создают необходимость контроля их исполнения, однако, кто и каким образом будет проверять долю отечественных товаров в ритейле и сколько это потребует расходов госбюджета — неясно. Ритейлеры также уверены, что законодательное ограничение доли отечественных продуктов в магазинах оказало бы негативное влияние на продовольственный рынок. В регионы, граничащие с Белоруссией, Казахстаном или Китаем, удобнее и выгоднее доставлять импортный товар из этих стран, а предлагаемое регулирование из-за проблем с логистикой могло бы повлечь удорожание продукции или ее дефицит, говорит менеджер одной из крупных сетей.

В магазинах нижнего ценового сегмента доля импортной продукции уже составляет 30-40%, отмечает управляющий партнер практики АПК компании "НЭО Центр" Анастасия Залуцкая. Представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева сообщила, что в целом до 90% продовольственного ассортимента сеть закупает в России. По ее словам, введенное прошлым летом продовольственное эмбарго и валютные колебания и так простимулировали сети искать отечественных поставщиков. Мария Курносова из Auchan также говорит, что в хлебной, молочной, мясной продукции, курице, яйцах доля отечественных товаров очень высока, иногда доходит до 80-100%, а в овощах и фруктах процент российских товаров сильно зависит от сезона. В сети "Пятерочка", по словам представителя X5 Retail Group Олега Полетаева, у отечественных производителей на 100% закупаются молоко, яйца и маргарин, на 71% — твердые сыры, на 94% — творог, на 86% — сливочное масло.

Источник: kommersant.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Fruitinfo в Telegram

Чат для торговли плодоовощной продукцией
Подписаться