Украина: Зеленая дефляция закончилась

Фильтры

Регион

Новости

Украина: Зеленая дефляция закончилась

Ценовой тренд на украинском рынке овощей и фруктов сменился на прямо противоположный. Неожиданно для середины августа цены на плодоовощную продукцию выросли за прошлую неделю на 2,3% из-за неблагоприятных погодных условий и повышения спроса.

На пике предложения в Украине зафиксирован рост цен на овощи и фрукты. После непрерывного падения на протяжении тринадцати недель цены на фрукты и овощи пошли вверх. По данным аналитиков “АПК-Информ: овощи и фрукты”, стоимость плодоовощной корзины украинского потребителя за прошлую неделю выросла на 2,3%, в то время как ранее показатель снижался со скоростью 10-15% в неделю.

В результате цена овощей и фруктов в стране практически сравнялась с показателями сверх неблагоприятного 2010 г. В прошлом году, когда урожай фруктов и овощей пострадал от небывалой засухи, цены на аналогичную дату были всего на 2% выше, чем сейчас,— в середине августа-2011.
Повышение цен на овощи и фрукты было зафиксировано еще в начале прошлой недели. Катализатором роста цен выступили огурцы, помидоры и лук на фоне стабильности цен на прочие составляющие плодоовощной корзины. Причина неожиданного даже для экспертов и участников рынка роста цен — неблагоприятные погодные условия последних дней, которые наложились на рост спроса со стороны переработчиков и — в меньшей степени — населения. “Несмотря на то что в Украине в августе, как правило, ускоряются темпы снижения цен на овощи и бахчевые, на прошлой неделе этого не произошло по причине ухудшения погодных условий, негативно отразившихся на предложении томатов и арбуза”,— говорит Татьяна Гетьман, руководитель проекта

Подогрело цены и то, утверждает аналитик, что в стране стартовал сезон промышленной переработки овощей перерабатывающими предприятиями, а также, как ранее писали “Экономические известия”, начало сезона домашнего консервирования.

Таким образом, удешевление овощей после беспрецедентной их дороговизны весной текущего года продолжалось неполных три месяца. Напомним, что после долгого периода подорожания овощи наконец-то начали терять в цене лишь в конце мая 2011 г . — в последнюю неделю весны стоимость плодоовощной корзины украинского потребителя подешевела на 2,8%. Затем темп удешевления ускорился — некоторые категории продуктов потеряли в цене за этот период до 30-50%, а в целом плодоовощная корзина подешевела на 40%.

Нынешнее повышение стоимости овощей участники рынка не считают стартом нового долгосрочного витка роста цен. “Скорее всего, в сентябре, когда на рынок начнут массово поступать новые категории продуктов, в первую очередь бахчевые, цены еще просядут, и текущее повышение нивелируется”,— прогнозирует один из фермеров. Он отметил, что сейчас многие сельхозпроизводители активизировали продажи, стремясь успеть воспользоваться ростом цен пока конъюнктура не поменялась, однако рост предложения сам по себе негативно влияет на цены.

Конец августа — начало сентября — традиционно период пика предложения и минимального уровня цен на овощи и фрукты в стране. Впрочем, этот сезонный принцип, как показал прошлый год, срабатывает не всегда. В прошлом году именно сентябрь стал месяцем, кода начался беспрецедентный в истории страны рост цен на овощи. В сентябре 2010 г. самые популярные овощи и фрукты в Украине подорожали на 62%, а к концу года уровень цен превышал европейский. Причиной послужило аномально жаркое лето, в результате которого сократился урожай практически всех категорий овощей и фруктов.
На пиковые значения цены овощей вышли к началу весны 2011 г. по мере исчерпания запасов и активизации экспорта в Российскую Федерацию, которая пополняла дефицит украинским продуктом. Исторический рекорд стоимости был побит накануне праздника Пасхи — набор основных овощей и фруктов подорожал еще на 21,8% по отношению к мартовскому уровню. Для сравнения, в отдельные периоды стоимость белокочанной капусты превышала 30 грн./кг. Однако оборотная сторона овощного кризиса — начало реформирования этой отрасли в Украине. Так, именно рекордно высокие цены с осени-2010 и весны-2011 стали основным фактором, который заставил правительство расщедриться и профинансировать хотя бы частично создание в стране оптовых рынков сельхозпродукции.

Источник: freshmarket.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Fruitinfo в Telegram

Чат для торговли плодоовощной продукцией
Подписаться