Возможен прорыв в селекции яблони

14 июня 2017, 15:24

Выведение новых сортов яблонь можно значительно ускорить благодаря знаниям, какие именно гены и каким образом определяют устойчивость к заболеваниям, особенности выращивания и качество продукции.

селекция яблони

Недавно международная группа ученых опубликовала улучшенные генетические карты яблони. До сих пор были известны генетические карты томата и картофеля. Новая информация является открытой, в т.ч. и для селекционеров стран, не входящих в Евросоюз. Ожидается, что ее использование позволит значительно ускорить выведение новых сортов с заданными свойствами.

Так, ученые университета в Вагенингене уже создали сорта Сантана (‘Santana’) и Натира (‘Natyra’), устойчивые к заболеваниям. При этом сорт Сантана обладает уникальной особенностью – его яблоки пригодны для потребления в свежем виде людьми со средней степенью аллергии на яблоки. Яблоки сорта Натира уже выращивают в Германии и скоро они появятся и в Голландии (из местных садов).

Ученые университета в Вагенингене продолжают поиски коммерческих партнеров, заинтересованных в продаже новых сортов. По словам ученых, возможности, предоставляемые новыми картами генома, сравнимы с поездкой за рулем «Мерседеса» после старенькой «Лады». Предполагается, что с помощью новых генетических технологий (в т.ч. пока не разрешенного в ЕС редактирования генома CRISPR-Cas) выведение новых сортов яблони удастся ускорить в 2 раза. Однако и традиционная селекция может достичь лучших результатов без дополнительного финансирования.

Так, шведские ученые с помощью карты генома смогли точнее определить причины возникновения рака плодовых и начали целенаправленную селекцию устойчивых к раку сортов. В Голландии новые карты позволили определить роль генов в сохранении урожая яблок. Кроме того, сам руководитель международной группы исследователей Эрик ван де Вег занимается исследованиями парши плодовых. Уже скоро степень устойчивости растения к парше плодовых можно будет определить по анализу пророщенного семечка, не дожидаясь, пока вырастет саженец.

Карты генома яблони были недавно опубликованы в журнале «Nature Genetics». В создании этих карт участвовала группа ученых из Франции, Италии, Германии, Голландии и Южной Африки. Высокая точность карты генома, состоящего из более 42 тыс. генов, была получена с помощью новейших технологий секвенирования