Золотое картофельное поле

Фильтры

Регион

Новости

Золотое картофельное поле

В последние месяцы несколько аграрных компаний из Украины вышли на международные рынки, чтобы привлечь дополнительный акционерный капитал. Они пытаются максимально воспользоваться мировым продовольственным кризисом. В середине июня на Франкфуртской фондовой бирже состоялось частное размещение акций компании Mriya Agro Holding Plc (Кипр), управляющей украинской сельскохозяйственной группой предприятий «Мрія». В результате за 20% акций кипрская компания выручила 90 млн долларов, то есть ее капитализация составила 450 млн долларов. «Интерес к нашим акциям был сумасшедший, однако многие потенциальные инвесторы из-за кризиса ликвидности просто не успели найти средства для их покупки», — рассказывает о частном размещении совладелец компании Mriya Agro Holding Plc (Кипр) Андрей Гута. Всего на бирже было зарегистрировано 4,25 млн глобальных депозитарных расписок (GDR), выпущенных The Bank of New York в соотношении 5:1 к обычной акции компании. Стоимость одной расписки составила 21,20 доллара. «Оценка компании по мультипликатору EV/ha (стоимость компании на гектар контролируемых земель) на момент размещения составила 4716 долларов, что является вторым по величине показателем для украинских компаний, проводивших размещение (после Landkom)», — отметила аналитик инвесткомпании Concorde Capital Анна Дудченко.

Полученные средства «Мрія» намерена направить на решение одной из основных задач — совершенствование инфраструктуры. Если ее примеру последуют другие украинские аграрные компании, наша страна превратится в крупнейшего игрока мирового рынка продовольствия. Украина перестанет следовать за мировой ценовой конъюнктурой, поскольку сможет формировать ее сама.
Из председателей — в фермеры

Компания «Мрія» — семейный бизнес. Отец, Иван Гута, — председатель наблюдательного совета и главный стратег предприятия, его жена Клавдия занимается финансами. Сыновья Андрей и Николай отвечают за строительство элеваторов и переработку, а также операционную деятельность. Предприятие контролирует более 100 тыс. га сельскохозяйственных земель в четырех областях Западной Украины (Тернопольской, Хмельницкой, Ивано-Франковской и Черновицкой).

В советское время Иван Гута работал председателем колхоза и уже тогда пытался ввести рыночные новации: перевел, например, работников на хозрасчет. Районному начальству это не понравилось, и даже ссылки на Горбачева и перестройку не помогли. Ему пришлось уйти.

Вернулся он в сельское хозяйство уже в качестве фермера: в 1992 году в родном селе Василькивцы Гусятинского района Тернопольской области взял в аренду 50 гектаров земли. После четырехлетнего экспериментирования с различными культурами решил заняться выращиванием картофеля. Как раз в то время на украинский рынок стали приходить фирмы по производству снэков и чипсов. Иван Гута начал продавать часть своего урожая компании Kraft Foods, и это сотрудничество оказалось продолжительным. В прошлом году чистая прибыль компании «Мрія» составила шесть тысяч долларов с гектара картофельного поля, тогда как рапс принес полторы тысячи, а пшеница — только 600 долларов с гектара. «Прибыльность выращивания картофеля можно сравнить только с производством кофе», — смеется Андрей Гута. В прошлом году, засеяв картофелем году всего восемьсот гектаров, компания получила 4,8 млн долларов прибыли.

Однако выращивание этой культуры не такой уж легкий бизнес, он требует емких капиталовложений. Например, чтобыс одного гектара получить урожай зерновых, необходимо вложить 300 долларов, а для картофеля нужно инвестировать в десять раз больше. Тем не менее семья Гуты не собирается отказываться от выгодной культуры. Специально для нее сотрудники Института картофелеводства Украинской академии аграрных наук вывели новый сорт картофеля, который назвали «Мрія». Компания также завершает модернизацию приобретенного ею в прошлом году крахмального завода. На нем неликвидный картофель будут перерабатывать в крахмал. Спрос на этот продукт активно растет, за последние полтора года он подорожал в два раза. «Картофельный крахмал используется как сырье при производстве тары. Потребителями нашей продукции станут также кондитерские предприятия. В следующем году «Мрія» сможет переработать уже десять тысяч тонн сырья при выходе готовой продукции на уровне десяти-двенадцати процентов», — утверждает Андрей Гута.

Глубокая выгода поверхностного слоя

Вместе с тем доля картофеля в общих доходах предприятия постепенно снижается. В компании это объясняют стремлением быть максимально диверсифицированными по культурам. Действительно, из-за нестабильных погодных условий прибыльность культур меняется из года в год. Кроме того, необходимо придерживаться севооборота. В последние годы «Мрія», как и большинство украинских аграриев, занялась рапсом. В этом сезоне она рассчитывает собрать урожай этой культуры с 15 тыс. га, а в следующем — с 50 тыс. га, получив шанс стать одним из крупнейших украинских производителей рапса. В то же время глубокой переработкой выращенной продукции компания не намерена заниматься. «Мы еще четыре года назад разрабатывали план строительства завода по производству биодизеля из рапса. Чтобы быть рентабельным в Украине, на предприятии необходимо ежегодно перерабатывать пятьсот тысяч тонн рапса. А это уже совсем другой вид бизнеса», — объясняет Андрей Гута.

Занимается Иван Гута и производством пивоваренного ячменя. Его он продает компании Soufflet, которой в Украине принадлежит Славутский солодовый завод. Рост потребления пива позволяет с оптимизмом смотреть на это направление, однако основной культурой компании «Мрія» пока является пшеница. В нынешнем сезоне она занимает 19% всех посевных площадей.

При выращивании сельскохозяйственных культур «Мрія» использует технологию минимальной и нулевой обработки почвы No-Till, при которой не применяется механический способ взрыхления земли (культивация, пахота, боронование и т. д.). Это дает возможность использовать обогащенную почву, которая лежит на поверхности. За годы ее использования производственные расходы компании уменьшились приблизительно в пять раз. «Если в среднем по Украине годовая норма применения горюче-смазочных материалов на один гектар составляет сто-сто двадцать литров, то при работе по системе No-Till достаточно только тридцати литров. Кроме того, для обработки десяти тысяч гектаров традиционным способом необходимо задействовать около восьмидесяти единиц техники и сто пятьдесят человек, а при использовании этой технологии требуется всего пятнадцать человек, которые обслуживают один посевной комплекс, опрыскиватель и четыре комбайна», — говорит Андрей Гута. В результате на землях, обрабатываемых по системе No-Till, урожайность возросла вдвое. При этом удается предотвратить эрозию плодородного слоя почвы и поддерживать высокое содержание гумуса в черноземе.
Элеваторный голод

Привлеченные средства группа предприятий «Мрія» собирается направить на инфраструктурные проекты. В частности, компания намерена ежегодно на 150 тыс. тонн наращивать мощности по хранению зерна, доведя их до миллиона тонн. Уже до конца этого года она сможет хранить на собственных элеваторах 300 тыс. тонн зерна. Инфраструктура — самое узкое место при производстве зерновых в нашей стране. Ведь даже при самых высоких урожаях зерна, его путь к конечному потребителю проходит через современные элеваторы и терминалы по перевалке. А их в Украине сейчас недостаточно. По словам генерального директора компании АМАКО Виталия Скоцика, во многих странах до 80% урожая зерновых культур хранится непосредственно у производителя. В нашей стране более половины хозяйств по-прежнему не располагают соответствующим оборудованием. Имея современные зерносушилки и зернохранилища, отечественные сельхозпроизводители смогли бы повысить качество зерна и реализовывать его в наиболее благоприятные ценовые периоды.

«Сейчас в Украине есть мощности для хранения только тридцати пяти миллионов тонн зерна, при этом сорок процентов приходится на элеваторы. Остальное — это хлебоприемные пункты (ХПП)», — сообщил «Эксперту» руководитель аналитической службы агентства «АПК-Информ» Родион Рыбчинский. На элеваторе степень механизации работ гораздо выше, чем на ХПП, что значительно снижает потери зерна при хранении или транспортировке. Принимая во внимание, что в нынешнем году Украина соберет не менее 40 млн тонн зерна, а также учитывая переходящие запасы в пять миллионов тонн, нашей стране уже сейчас необходимо втрое больше современных мощностей по хранению зерна. В ближайшие годы многие компании, которые позиционируют себя как крупные сельхозпроизводители, вынуждены будут или строить, или приобретать элеваторы. Это мнение подтверждают разработчики соответствующего оборудования. Например, компания АМАКО недавно объявила о подготовке к запуску в работу 17 новых проектов по сушке и хранению зерна в разных регионах Украины. Среди ее заказчиков — племзавод «Агрорегион» (проекты в Киевской, Житомирской, Черниговской и Хмельницкой областях), компания «Нафком» (Сумская и Черниговская области), корпорации МАК (Киевская область) и «Колос» (Тернопольская область). «Западных инвесторов очень заинтересовало наше намерение направить полученные на бирже средства в инфраструктурные проекты. У нас есть шанс самостоятельно построить инфраструктуру и стать независимыми от компаний-посредников», — рассказывает Андрей Гута.

Наполнить большую ложку

В последний год интерес к украинским агрохолдингам стал еще выше. Этому способствует несколько мощных факторов, в частности, то, что мировые запасы зерновых за последние 30 лет достигли самой низкой отметки. «В начале века глобальный запас зерновых превышал сто двадцать дней. Сейчас он понизился до пятидесяти дней. Иначе говоря, запасы тогда составляли тридцать-тридцать пять процентов мирового производства, а сегодня — пятнадцать-двадцать процентов», — говорит специалист по агропромышленному сектору, аналитик инвестиционного банка Nomura Ричард Фергюсон. В то же время почти во всем мире растет урбанизация, влекущая за собой рост доходов населения и расширение ассортимента потребляемых продуктов. Старая шутка о том, что мировой голод начнется после того, как китайцы станут есть ложками, становится реальностью. В основном растет потребление мяса, для производства которого также необходимо зерно. По расчетам Организации экономического сотрудничества и развития, в следующие семь лет человечество должно производить дополнительно 50 млн тонн мяса, для чего нужно суммарно нарастить урожай зерновых на 300 млн тонн (15% от общемирового потребления). Кроме того, повышение спроса на биотопливо приводит к тому, что фермеры отдают предпочтение рапсу и другим техническим культурам, сокращая посевы зерновых.

Такие перспективы дают Украине возможность расширить и модернизировать агропромышленное производство. Привлекая средства иностранных инвесторов, отечественные аграрные компании могут внедрять новые технологии в производство сельскохозяйственных культур. «То, как долго инвесторы будут проявлять интерес к украинскому сельскому хозяйству, в большой степени зависит от властей. Пока для миноритарного инвестора-акционера риск велик. Крах всего лишь одной украинской компании может отбить у него желание инвестировать в любое сельскохозяйственное предприятие», — утверждает директор компании Номура (СНГ) Лтд. Максим Сельцер. Один из главных рисков, способных привести к снижению интереса зарубежного капитала к украинским аграрным компаниям, — возможный запрет на экспорт зерновых. Старший менеджер швейцарского фонда Gaia Resource Коаст Салленжер напоминает еще об одном важнейшем факторе оценки украинских агропредприятий: «Кроме традиционных рисков, к которым относятся погодные условия, растущие издержки и качество менеджмента, в Украине есть особый тип риска, связанный с правом на земельные участки. Что произойдет, когда будет снят мораторий на куплю-продажу земель сельхозназначения? Самую высокую оценку получат те компании, которые смогли четко зафиксировать свое право на земельные участки».

Expert

Также в разделе

Комментарии (0)

Fruitinfo в Telegram

Чат для торговли плодоовощной продукцией
Подписаться