Квотные позывы. Понимает ли штаб отрасли риски быстрого сокращения импорта семян?

Фильтры

Регион

Новости

Квотные позывы. Понимает ли штаб отрасли риски быстрого сокращения импорта семян?

Недавно первым заместителем министра сельского хозяйства Оксаной Лут были сделаны два достаточно громких заявления об ускоренном переходе агропрома страны на семена отечественной селекции и к системе квотирования поставок семян из недружественных государств. Между этими двумя заявлениями существует прямая причинно-следственная связь, считает независимый аналитик рынка Сергей Платонов.

Декларативная угроза квотирования импорта призвана вынудить аграриев отказаться от абсолютно гарантированного урожая в пользу сомнительного и рискованного эксперимента, затеянного Минсельхозом (собираются ли недруги угробить российский агропром, мы не знаем, поэтому превентивно угробим его сами).
События последних пяти месяцев заставили государственные структуры и общественные организации трезво и непредвзято оценить способность российской селекции и семеноводства обеспечить агропром семенами основных сельскохозяйственных культур. Оценка подтвердила угрожающую зависимость нашего сельского хозяйства от поставок импортных семян.
Объявленные России санкции напрямую не затронули продовольственный сектор. Западные поставщики – частные селекционные компании, в абсолютно подавляющем большинстве, не ушли с российского рынка, несмотря на имиджевые и капитализационные риски (положение компаний, сотрудничающих с Россией, на мировом фондовом рынке ухудшается, а ушедших из России – улучшается).
Однако диспропорции, возникшие в финансовой и логистической сферах, резко повысили стоимость семян и услуг по их доставке российским аграриям. Аграрии, в свою очередь, лишились возможности получать по приемлемой ставке кредиты для приобретения семян. И все это случилось в самый разгар сезона поставок.
В целях предотвращения срыва посевной всем участникам производственной цепочки пришлось сообща в оперативном режиме находить нестандартные решения по обеспечению поставок семян.
Экспортеры буквально «на ходу меняли колеса», перекраивая годами налаженные логистические схемы, и урегулировали с импортерами курсовые проблемы. Правительство обнулило ввозные пошлины. ФТС и Минсельхоз России максимально упростили процедуру таможенного оформления и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу. По инициативе отраслевого сообщества были сняты ограничения в использовании семян по регионам допуска. Партии, доставка которых срывалась, замещались новыми, сформированными из имеющихся за рубежом запасов, для чего потребовалось срочно зарегистрировать сорта и гибриды, которым ранее в регистрации было отказано в угоду чиновничьей отчетности по достижению показателей самообеспеченности семенами.
Новые реалии потребовали серьезной корректировки деятельности российских государственных селекционных учреждений и частных компаний в плане наращивания объемов первичного семеноводства с целью не допустить дефицита семян в случае казавшегося тогда возможным ухода с российского рынка иностранных поставщиков.
На случай такого ухода были созданы определенные нормативно-правовые предпосылки, позволяющие какое-то непродолжительное время использовать семена иностранных сортов без разрешения их владельцев (делать это на постоянной основе невозможно).
Ценой неимоверных усилий всех участников производственной цепочки угроза срыва весенней посевной была купирована. Основная масса семян была доставлена потребителям. Те, кому иностранных семян не досталось, опустошили склады отечественных НИИ и «частников», повергнутых в шок таким внезапным спросом.
Давно известно, что зарубежные семена привлекательны для российских потребителей не только (а может, и не столько) генетикой, а филигранно подогнанным под эту генетику пакетом супер-современных технологических и маркетинговых решений. Безусловно, при таком подходе стоимость семян существенно возрастает, но и получение обещанного урожая гарантируется полностью. Убедиться в этом можно, получив промо-партии семян бесплатно. Некоторые российские селекционеры таким сервисом похвастаться не могут и бурно негодуют по поводу вытеснения себя с рынка и расточительности аграриев. Но аграрии давно научились считать и делать осознанный выбор между пыльным мешком и глянцевым пакетом «все включено».
Поэтому после стабилизации финансовой и логистической составляющих часть аграриев, «почувствовав разницу», вернется к прежним предпочтениям, часть продолжит использовать семена отечественной селекции. Рынок, как всегда, сбалансирует спрос и предложение. Ведь быстро увеличить предложение отечественных семян можно, а вот повысить рыночный спрос на них – нет.
Было ли решение нарастить этой весной масштабы первичного размножения семян отечественной селекции правильным? Да! Было правильным! Хотя и совсем не рыночным, ведь в таких объемах эти семена никто не купит. Но в тот критический момент рисковать было смерти подобно. Тогда никто не знал и не мог знать, будут ли в следующем году продаваться импортные семена, что будет с курсом рубля и логистикой. А ждать да гадать не позволяли агротехнологические сроки сева. Теперь то понятно, что продовольственные товары, в том числе семена, однозначно выведены из-под санкций, иностранные поставщики никуда не уходят, курс рубля стабилизировался, кредиты стали доступнее, логистика восстановлена.
Но что теперь делать с произведенными в таких масштабах семенами? Теми, что не только не уступают, но и превосходят зарубежные аналоги, но … не в полях, а на трибунах.
В передовых, простите, в недружественных странах селекция это процветающий и высоко маржинальный бизнес, ответственный за возможные ошибки лишь перед своими акционерами. Бизнес – это всегда и страх, и риск. Размножили, оказалось — неликвид? Бывает. Общая прибыль с лихвой покроет частные потери.
В России селекция – прикладная наука, финансируемая, снова простите, недофинансируемая государством. Немногочисленные частные селекционные компании не менее плотно сидят на скудной государственной поддержке (ФНТП и т.п.).
Ответственность за селекционные достижения государственных научно-исследовательских институтов несет государство в лице Минсельхоза, который эти институты недавно зачем-то забрал из Минобрнауки. Видимо, для перемены мест слагаемых…
И теперь Минсельхоз отчаянно пытается реализовать взгроможденную на себя ответственность, навязывая аграриям нежеланные семена. А чтобы неразумные селяне не артачились, стал запугивать их обещаниями ввести квоты на ввоз семян желанных. Примитивная «двухходовка», разбираемая на семинарах второго курса alma mater нашего министра.
Иных эффективных рычагов административного воздействия на свободный выбор семян аграриями у Минсельхоза нет. От слова «совсем».
Останутся ли квоты просто угрозой или будут реализованы на практике? Сейчас трудно сказать.
Предположим, что ответственные министерства справятся с оперативным управлением квотами в привязке к постоянно меняющимся посевным площадям, отводимым под определенные культуры сельскохозяйственных растений. Но смогут и, главное, захотят ли зарубежные поставщики участвовать в этой хлопотной суете? Российский рынок привлекал их именно большим и стабильным спросом, что позволяло оптимизировать ценообразование в интересах российских аграриев и расчеты с ними за поставленную продукцию (товарный кредит и т.п).
Далее. Неизбежное ответное воздействие на российский агропром не пойдет на пользу стране, экспортные возможности которой и без того становятся все более ограниченными.
И последнее. Квоты приведут к тому, что хороших семян будет мало, а цены на плохие будут такими, какими были на хорошие, что приведет к удорожанию конечной продукции. Продовольствие, как известно, производится из того, что вырастает на полях. И не производится из того, что на этих полях не вырастает. По крайней мере, в объемах и кондициях, обеспечивающих продовольственную безопасность. Новый виток роста цен на продовольственные товары станет неизбежным. К чему это приведет в наши непростые времена, объяснять, полагаю, излишне.
Готов ли Минсельхоз к таким последствиям, не знаю. В данной ситуации нельзя сбрасывать со счетов колоссальное давление на ведомство со стороны субъектов низкого рыночного спроса, так называемых «непродавашек», давно и страшно мучимых квотными позывами. «Непродовашек» интересуют лишь собственные продажи, а интересы страны у них совсем не в приоритете. Интересами страны они только прикрываются, клепая абсурдно-алармистские прогнозы о прекращении поставок зарубежных семян.
Но уж если всерьез и озаботиться угрозой прекращения прямых поставок, то бороться с этой угрозой следует вовсе не квотами. Вместо этого необходимо создавать такие условия, при которых прекращение прямых поставок не нанесет существенного ущерба российскому АПК. Это возможно лишь путем глубокой локализации производства семян зарубежной селекции. Новый закон о семеноводстве предусматривает разработку правил локализации производства семян на территории Российской Федерации. Так вот эти правила должны носить не ограничительный, а стимулирующий характер. Ограничительный характер правил локализации в машиностроении в немалой степени обусловил такой быстрый и такой тотальный исход зарубежных машиностроителей. Этот урок должен быть хорошо усвоен. Да и потом, остановить и снова запустить конвейер можно, а селекционный процесс – нельзя. С селекцией все сложно. Нам ли не знать?
В настоящее время каким-либо образом ограничивать деятельность иностранных селекционных компаний, несмотря ни на что остающихся на российском рынке, в высшей степени недальновидно и контрпродуктивно. Во первых, как было показано выше, зарубежные семена нужны и важны для российского агропрома. Во-вторых, наличие конкуренции стимулирует использование самых передовых достижениях науки и, таким образом, является основой успешного развития сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Отсутствие или ограничение конкуренции, тем более такое сознательное и целенаправленное, как квотирование импорта, напротив, приведет к стагнации аграрной отрасли. А в условиях стремительно надвигающегося кризиса продовольствия использование именно передовых достижений селекции приобретают в буквальном смысле слова жизненно важное значение.

Автор: Сергей Платонов, независимый эксперт-аналитик - специально для "Крестьянских ведомостей"

Источник: «Крестьянские ведомости»

Также в разделе

Комментарии (0)

Fruitinfo в Telegram

Чат для торговли плодоовощной продукцией
Подписаться